25 июля — день памяти Владимира Высоцкого. Николай Игнатьев и Геннадий Брук для издания «Глагол» собрали, что известно о единственной поездке барда в наши края.
В 1976 году он прилетел в Иркутск, отправился в Листвянку, а уже на следующий день — в Бодайбо, на базу старательской артели, где работал бывший политзаключенный Вадим Туманов. Оттуда на вертолете добрался до участков Барчиик и Хомолхо.
«Там Высоцкий облазил все, что только было можно, знакомился с технологией добычи золота, сам с азартом постоял за гидромонитором. При этом у меня было ощущение, что он воспринимал вращение водилины гидромонитора не просто как рутинный физический труд. Делал это он с каким-то радостным азартом, как будто создавал что-то необыкновенное», — рассказывал главный инженер артели Сергей Зимин.
Для старателей Высоцкий провел концерт, со многими успел пообщаться лично и вспоминал, что «рожи у них рогожные, а души шелковые». Пленки и кассеты с того концерта сотрудники КГБ забрали у журналиста Леонида Мончинского (на первом фото): творчество Высоцкого было в опале, хоть и не становилось от этого менее популярным.
Бард побывал еще в двух артелях — в Нижнеудинске и в верховьях Бирюсы. Заехал на родину Евгения Евтушенко в город Зиму, а потом в поселок Чистые Ключи, куда компанию Высоцкого пригласили на банкет в мотострелковую дивизию. Но вскоре покинул хозяев, отказавшись выступать перед подвыпившими перебивающими зрителями.
По пути из поселка Высоцкий решил подвезти человека, «голосующего» на обочине. Пассажир сел прямо на гитару, и возвращаться в Москву барду пришлось без нее…