Председатель Думы Вячеслав Володин, ссылаясь на данные Минюста, заявил, что ограничения не соблюдает около 40% «иноагентов». По его словам, это значит, что степень ответственности за «уклонение от обязанностей» нужно было пересмотреть, ведь «иноагенты» «предали нашу страну и пытаются ее ослабить, разрушить».
В списке Минюста больше тысячи «иноагентов» — это независимые медиа, некоммерческие проекты, объединения коренных народов, а также физические лица: журналисты, блогеры, правозащитники и другие люди разных профессий. Формальный повод для включения в реестр — связь с каким-либо иностранным государством. Как она устанавливается, неизвестно.
Многие люди, попавшие в реестр, публично выступали против российского вторжения в Украину. Однако позднее Минюст присвоил статус «иноагента» прокремлевскому политологу Сергею Маркову и Z-военкору Роману Алехину.
Европейский суд по правам человека признал, что российские законы об «иноагентах» содержат дискриминационные нормы. Попав в реестр, человек должен ежеквартально отчитываться о своих тратах, маркировать каждое публичное сообщение предупреждением о своем статусе, а также теряет право преподавать как детям, так и взрослым.